Preview

Вестник анестезиологии и реаниматологии

Расширенный поиск

Острые отравления метадоном у детей: диагностика и лечение

https://doi.org/10.21292/2078-5658-2020-17-5-31-39

Полный текст:

Аннотация

Отравления метадоном – одна из наиболее частых причин неблагоприятных исходов у детей.

Цель: изучить особенности течения и интенсивной терапии при отравлениях метадоном у детей.

Материал и методы. Обследовано 30 детей. Средний возраст 16 (15‒17) лет. Длительность лечения в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) составила 3 (1,5‒4,0) сут.

Результаты. Наиболее частыми клиническими проявлениями отравлений метадоном были кома (40%), острая дыхательная недостаточность (70%), снижение температуры тела (57%) и миоз (100%). Индекс оксигенации при поступлении составил 4,5 у. е. У 37% пациентов имел место выраженный лактат-ацидоз. Объем инфузии в 1-е сут составил 143 (124‒165) % от расчетной потребности в жидкости. Искусственная вентиляция легких потребовалась 21 (70%) ребенку. Установлена отрицательная корреляция между длительностью лечения в ОРИТ, оценками по шкале ком Глазго (R = -0,41; p < 0,05), Глазго-Питтсбург (R = -0,52; p < 0,05) и концентрацией мочевины в крови в 1-е сут (R = 0,44; p < 0,05).

Заключение. Основными критериями, определяющими тяжесть состояния пациентов с острыми отравлениями метадоном, являются уровень угнетения сознания, наличие дыхательной и почечной недостаточности.

Об авторах

М. А. Удальцов
ГБУЗ «Детская городская клиническая больница № 5 им. Н. Ф. Филатова» КЗ Санкт-Петербурга
Россия

Удальцов Максим Андреевич врач ‒ анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии и реаниматологии

192289, Санкт-Петербург, Бухарестская ул., д. 134



К. В. Пшениснов
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» МЗ РФ
Россия

Пшениснов Константин Викторович кандидат медицинских наук, доцент кафедры анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии факультета послевузовского и дополнительного профессионального образования

194100, Санкт-Петербург, Литовская ул., д. 2



Ю. В. Александрович
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» МЗ РФ
Россия

Александрович Юрий Станиславович доктор медицинских наук, профессор, проректор по послевузовскому, дополнительному профессиональному образованию и региональному развитию здравоохранения, заведующий кафедрой анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии факультета послевузовского и дополнительного профессионального образования

194100, Санкт-Петербург, Литовская ул., д. 2



В. А. Казиахмедов
ГБУЗ «Детская городская клиническая больница № 5 им. Н. Ф. Филатова» КЗ Санкт-Петербурга; ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» МЗ РФ
Россия

Казиахмедов Виталий Анварович кандидат медицинских наук, заведующий отделением анестезиологии и реаниматологии

192289, Санкт-Петербург, Бухарестская ул., д. 134
194100, Санкт-Петербург, Литовская ул., д. 2 



Список литературы

1. Александрович Ю. С., Гордеев В. И. Оценочные и прогностические шкалы в медицине критических состояний. ‒ 3-е изд., испр. и доп. ‒ СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2015. – 320 с.

2. Александрович Ю. С., Пшениснов К. В., Гордеев В. И. Интенсивная терапия критических состояний у детей. ‒ СПб.: Н-Л, 2014. – 976 с.

3. Александрович Ю. С., Пшениснов К. В., Успенский Ю. П. и др. Синдром Такоцубо: клиника, диагностика, лечение, прогноз // Дневник казанской медицинской школы. ‒ 2019. – III (XX). – С. 44‒49.

4. Колесников А. Н., Кучеренко Е. А., Титова А. Н. и др. Описание клинических случаев проявления тугоухости, как нового симптома отравления метадоном // Донецк: Университетская Клиника. ‒ 2017. – Т. 1, № 3. С. 102‒106.

5. Ливанов Г. А., Лоладзе А. Т., Батоцыренов Б. В. и др. Острые отравления метадоном (дольфином) (обзор) // Общая реаниматология. – 2017. – Т. 13, № 3. – С. 48‒63.

6. Ливанов Г. А., Лоладзе А. Т., Лодягин А. Н. и др. Сравнительная оценка влияния налоксона и метаболического антигипоксанта цитофлавина на клиническое течение и динамику показателей кислородотранспортных систем у больных с острыми тяжелыми отравлениями метадоном // Экспериментальная и клиническая фармакология. – 2017. – Т. 80, № 6. С. 30–33.

7. Лужников Е. А., Суходолова Г. Н. Педиатрическая клиническая токсикология. ‒ Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 253 с.

8. Мохначев С. Ю., Ширяева Е. В. Зависимость от метадона // Наркология. 2007. – № 4. – С. 50–56.

9. Сиволап Ю. П., Савченков В. А. Злоупотребление опиоидами и опиоидная зависимость. ‒ М.: Медицина, 2005. – 304 с.

10. Удальцов М. А., Пшениснов К. В., Александрович Ю. С. и др. Острое отравление метадоном у ребенка грудного возраста // Педиатр. – 2020. Т. 11, № 2. – С. 93–99.

11. Элленхорн М. Дж. Медицинская токсикология: диагностика и лечение отравлений у человека. ‒ М.: Медицина, 2003. – Т. 1. – 1048 с.

12. Bazmamoun H., Fayyazi A., Khajeh A. et al. A Study of methadone-poisoned children referred to Hamadan's Besat Hospital // Iran. J. Child Neurol. – 2014. Vol. 8, № 2. – P. 34‒37.

13. Dehghani K., Shojaie M., Pourdavood A. H. et al. Stress cardiomyopathy (Takotsubo syndrome) following accidental methadone poisoning; report of two pediatric cases // Arch. Acad. Emerg. Med. – 2019. – Vol. 7, № 1. – Р. e22.

14. George M., Kitzmiller J. P., Ewald M. B. et al. Methadone toxicity and possible induction and enhanced elimination in a premature neonate // J. Med. Toxicol. 2012. – Vol. 8, № 4. – P. 432‒435.

15. Hosseininasab A., Vahidi A., Bagheri-Charouk F. Predisposing factors for methadone poisoning in children hospitalized at Kerman Afzalipour Hospital, Iran // Addict Health. ‒ 2016. – Vol. 8, № 1. – P. 61‒66.

16. Jabbehdari S., Farnaghi F., Shariatmadari S. F. et al. Accidental children poisoning with methadone: an Iranian pediatric sectional study // Iran. J. Child Neurol. – 2013. – Vol. 7, № 4. – P. 32‒34.

17. Kashani P., Safari S., Hatamabadi H. et al. Characteristics of methadone intoxicated children presenting to emergency department; a cross sectional study // Emerg (Tehran). – 2017. – Vol. 5, № 1. – Р. e80.

18. Mercadante S., Casuccio A., Fulfaro F. et al. Switching from morphine to methadone to improve analgesia and tolerability in cancer patients: a prospective study // J. Clin. Oncol. – 2001. – Vol. 19, № 11. – P. 2898‒2904.

19. Picot C., Glaizal M., Courne M. A. et al. Child poisonings with methadone in France: A 6-year prospective national survey since the availability of capsules in 2008 // Clin. Toxicol (Phila). – 2015. – Vol. 53, № 8. – P. 819‒822.

20. Ray W. A., Chung C. P., Murray K. T. et al. Out-of-hospital mortality among patients receiving methadone for noncancer pain // JAMA Intern. Med. – 2015. Vol. 175, № 3. – P. 420‒427.

21. Shakeri S. H. R., Hassanian-Moghaddam H., Zamani N. Safety of naloxone in opioid-naïve methadone intoxicated patients; a case series study // Arch. Acad. Emerg. Med. – 2020. – Vol. 8, № 1. – Р. e16.

22. Sharif M. R., Nouri S. Clinical signs and symptoms and laboratory findings of methadone poisoning in children // Iran. J. Pediatr. – 2015. – Vol. 25, № 1. – Р. e176.

23. Tiong S. C., Chieng J. S. L., Khoo H. W. et al. Methadone-induced toxic encephalopathy in pediatric patients: two case reports // J. Radiol. Case Rep. 2019. – Vol. 13, № 5. – P. 1‒9.


Для цитирования:


Удальцов М.А., Пшениснов К.В., Александрович Ю.В., Казиахмедов В.А. Острые отравления метадоном у детей: диагностика и лечение. Вестник анестезиологии и реаниматологии. 2020;17(5):31-39. https://doi.org/10.21292/2078-5658-2020-17-5-31-39

For citation:


Udaltsov M.A., Pshenisnov K.V., Аleksandrovich Yu.S., Kaziakhmedov V.A. Acute methadone poisoning in children: diagnosis and treatment. Messenger of ANESTHESIOLOGY AND RESUSCITATION. 2020;17(5):31-39. (In Russ.) https://doi.org/10.21292/2078-5658-2020-17-5-31-39

Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-5658 (Print)
ISSN 2541-8653 (Online)